РОЛЬ НАУКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗИ ОБРАЗОВАНИЕ – НАУКА – ПРОИЗВОДСТВО

04/16/2018

РОЛЬ НАУКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЕ СВЯЗИ

ОБРАЗОВАНИЕ – НАУКА – ПРОИЗВОДСТВО

С.С. НЕГМАТОВ

 научный руководитель ГУП «Фан ва тараккиёт» ТГТУ имени Ислама Каримова, академик АН РУз, академик Международной академии высшей школы, Заслуженный деятель науки РУз

       

 В данной статье освещается состояние дел по подготовке интеллектуально развитого поколения в высших образовательных учреждениях страны, связь ВУЗовской науки с производством, проблемы подготовки научно-педагогических кадров и пути привлечения молодежи к научной деятельности.

 

С первых дней Независимости нашей Республики руководством страны, научной и образовательной общественностью данному вопросу уделялось весьма серьезное внимание. В этой связи велась кропотливая работа по подготовке законов Республики Узбекистан «Об образовании» и «Национальная программа по подготовке кадров».

Актуальность связи образование-наука-производство  очевидна и не взывает сомнений, что в этом направлении есть много задач и проблем, решение которых не терпит отлагательства.

Еще в августе 1997 года в канун принятия законов «Об образовании» и «Национальная программа по подготовка кадров» при обсуждении проектов этих законов на зседании Олий мажиса было подчеркнуто: Одним из основных принципов формирования и осуществления деятельности системы подготовки кадров в обобщенном виде вбирают в себя:

- «эффективное использование потенциала непрерывного образования, науки и производства для подготовки высококвалифицированных специалистов в учебных учреждениях разных видов и типов». И этот принцип является основополагающим положением этих важных для страны законов.

Исходя из вышеуказаного, мне думается, что именно высшая школа, наряду с подготовкой кадров для работы на производстве, должна формировать специалистов, способных выполнять фундаментальные и прикладные исследования, а также проектно – конструкторские разработки, а научно-инновационная составляющая подготовки должна пронизывать всю профессиональную деятельность специалиста.

Именно в технических ВУЗах фундаментальные исследования приведут к более быстрой прикладной реализации в силу их тесной связи с производством, явятся заделом для прикладной науки и дадут наиболее быструю отдачу.

В условиях свободного рынка труда и развития экономики, основанной на знаниях, нашу озабоченность должна вызывать не трудоустройство выпускников вообще, без учета полученной специальности, а трудоустройство в жизненно важных отраслях экономики и социальной сферы.

Подготовка кадров для экономики, основанной на знаниях, предполагает такую их квалификацию, когда они способны, особенно в настоящих условиях, решать сложные задачи в традиционных отраслях промышленности в новейших направлениях науки и техники, а так же видеть перспективу развития производства.

В этом случае особенно важную роль будут выполнять специалисты, способные к творческой деятельности по приобретенной специальности.

Воспитание творчески мыслящих специалистов возможно только в условиях интеграции высшего образования, науки, производства и финансов. На первый план выходит развитие научно-исследовательской составляющей в учебном процессе. Вполне естественно, что должны в первую очередь развиваться фундаментальные и прикладные исследования, в которых принимают участие как преподаватели, так и студенты. Для развития творчески мыслящего специалиста по установившийся давней, благородной национальной традиции «уста - шогирд» (мастер - ученик) должна быть прочная связь профессор – студент. 

В этом процессе значительным подспорьем могла бы стать хорошо зарекомендовавшая себя в свое время общественная организация такая как «Студенческое научное общество» (СНО) под руководством ведущих ученых и кафедр Вузов. Из опыта собственной работы, когда я возглавлял в 1978-1985 годы вузовскую науку, будучи зам. Министра высшего и среднего специального образования Республики, могу утверждать, что многие именитые ученые не только в Узбекистана, но и постсоветском пространстве навыки исследователя, организатора науки приобрели именно в этих студентических творческих коллективах.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время проблема омоложения научных кадров является весьма актуальной. В настоящее время средний возраст докторов наук защитивших свои диссертации за последние пять лет составляет 52 года, среди них до сорока лет составляет чуть более 10%. А среди кандидатов наук этот показатель в последнее время имеет тенденцию к улучшению.

Эти показатели призывают нас задуматься о нахождении путей перелома этой негативной тенденции и принятия, экстренных мер для создания условий подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров.

Одним из наиболее оптимальных путей решения этой проблемы в финансовом плане, на мой взгляд, кроме государственной поддержки, также лежит в возможностях самих вузов и научных учреждений. Это широкое вовлечение молодежи в хоздоговорные научные исследования с последующим созданием малых и совместных предприятий, технопарков, стартапов, где можно было бы разрабатывать опытные образцы результатов исследований и в дальнейшем реализовывать их в производство, тем самым реально ощущать результаты своего труда. Далее организация молодежных научных и научно-технических конференций республиканского и международного масштаба, создание льготных условий для публикации научных трудов в различных научных изданиях. Тем более, уже имеется опыт проведения подобных мероприятий со стороны Союза молодежи Узбекистана, который выявляет и стимулирует талантливую молодежь, склонных к научным изысканиям.

Таким образом, в республике имеются ресурсы для побуждения у юношей и девушек желания посвятить себя науке, а так же условия для стимулирования труда профессорско-преподавательского состава для подготовки достойной смены ученых и как итог укрепление связи, как целостной модели образование – наука – производство.

Для развития этой модели и усиления практической подготовки специалистов необходима теснейшая связь с предприятиями, а так же наличие производств особенно в структуре технических учебных заведений, т.е. создание комплекса. Итогом создания комплекса должна быть интеграция ВУЗа в реальной сектор экономики Узбекистана, обеспечение качественно нового уровня подготовки специалиста, адаптированного к конкретным условиям и потребности рынка труда, повышение результативности и эффективности научных исследовании и инновационной деятельности.

Что касается позиции возглавляемого мной ГУП «Фан ва тараккиет» в вопросах  подготовки научных и научно-педагогических кадров, вовлечения вузовский молодежи для участия в фундаментальных и прикладных исследованиях, то здесь можно сказать, что мы имеем определенные результаты.

Будучи одной из составной структур Технического Университета, ГУП «Фан ва тараккиёт» является научно – исследовательской и технологической организацией, занимающейся фундаментальными и прикладными исследованиями в области химии, физики, механики и технологии композитов, в разработке композиционных, нанокомпозиционных и полимерных материалов и технологий изготовления изделий из этих материалов для различных отраслей экономики.

Силами, знанием, опытом коллектива предприятия в составе которого трудятся 2 академика АН РУз, 11 докторов наук, профессоров, 13 кандидатов, наук доцентов, 47 научных сотрудников за последние 10 лет подготовлено 11 докторов (DSc), 48 кандидатов наук  (PhD) без рекламации со стороны ВАК Республики Узбекистан. В настоящее время ведут научные исследования  по защите   докторской (DSc) и кандидатской  (PhD) диссертацией 19 человек (5 и 14 соответственно).

Результаты выполненных совместных работ по разработке различных композиционных материалов на основе органических и неорганических местных и вторичных сырьевых ресурсов и технологии их получения были внедрены на различных предприятиях республики, таких как: ОАО «Алмалыкский ГМК», Наваийский ГМК, ХК «Узнефтегазхолдинг»,  ГАК “Узавтойўл”,  АК «Узэлектросаноат», АК «Узкурилишматериаллари», ОАО “Узпахтамаш”, ОАО «Максам-Чирчик» и другие. И одним из крупных наших достижений является впервые  в мировой практике разработанная безотходная энерго- и ресурсосберегающая экологически чистая технология получения меди пирометаллургическим способом на основе многофазных композиционных материалов из отходов цветной металлургии, в разработке которой также участвовали магистры соответствующей специальности технического университета.  Внедрение данной технологии  на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате позволяет дополнительно получить 1116 тонн меди, 82 кг золота и 4028 кг серебра, что составит более 20,1 миллионов долларов США в год. Подобная технология осуществляется Японской корпорацией «MИТСУБИСИ» путем создания специальных отдельных производств, по сравнению с нашей осуществляющейся на действующем предприятии. 

Таким образом, резюмируя вышесказанное следует подчеркнуть, что совместная подготовка научных и научно – педагогических кадров с привлечение профессоров, доцентов, преподавателей и конечно, студенчества вузов Республики к выполнению научно-исследовательских работ и внедрению в производство их результатов, а также разработка учебно-методических пособий, учебников, особенно, в области нанотехнологий будет способствовать укреплению модели образование – наука – производство и даст свои положительные результаты в средне  - и долгосрочной  перспективе  развития  экономического потенциала нашей Родины.